Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

32882286
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
91
8833
45087
30789979
184427
220410

Сегодня: Авг 24, 2019




РОДИОНОВ Д. Трагическая героиня эпохи

PostDateIcon 22.06.2019 21:17  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 201

Трагическая героиня эпохи
Гендиректор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов — о несгибаемом таланте Зинаиды Райх

RodionovСегодня исполняется 125 лет со дня рождения легендарной русской актрисы Зинаиды Райх. Ее жизненный путь по сей день приковывает к себе внимание, а трагическая смерть овеяна тайнами и домыслами. Легенда эта держится не только на её собственном даровании, но и на мощном фундаменте личностей, с которыми была связана её судьба: первый муж — поэт Сергей Есенин, второй — режиссёр Всеволод Мейерхольд. Собственно, он и сделал из Зинаиды Райх выдающуюся артистку.

На протяжении всей жизни она была музой для Мейерхольда — так же, как и Алиса Коонен для Таирова. Красивые, талантливые, яркие, женственные во всех смыслах этого слова, они, конечно, давали колоссальный простор для творчества своим режиссёрам. Во многом благодаря им Мейерхольд и Таиров поставили спектакли, которые стали вехами в театральном искусстве не только России, но и мира.

Зинаида Райх оказала сильное влияние на Мейерхольда. Её амплуа и творческая личность не вполне соответствовали тем принципам работы с актёрами, которые выстраивал Всеволод Эмильевич на основе своей «биомеханики». Она была в первую очередь лирической героиней и в этом смысле «победила» Мейерхольда. Актёры, с которыми начинал работать режиссёр — Ильинский, Бабанова, Зайчикова и другие, — постепенно ушли из театра. Их психотипы стали меньше его интересовать. У всех на слуху было соперничестве Марии Бабановой и Райх. Конечно, две такие гениальные актрисы не могли существовать в одном пространстве, так что уход Бабановой был вполне закономерен. Зато Райх в итоге сыграла свою главную роль — Маргариты Готье в «Даме с камелиями». Считается, что в ней она смогла в полной мере проявить себя, раскрыть весь диапазон своего таланта.

Зинаида Николаевна была очень красивой женщиной. В этом можно убедиться благодаря знаменитому портрету кисти художника Виктора Шестакова — он висит у нас в Музее-квартире Мейерхольда. Там же представлено реконструированное платье Маргариты Готье, в котором Райх была похоронена, — даже в последний путь она ушла, не выходя из роли.

Неординарная, открытая, свободолюбивая, честная и откровенная, она умела отстоять свою точку зрения. Например, заявила в письме к Сталину, что тот не разбирается в искусстве. После ареста Мейерхольда боролась за него всеми возможными способами. Вполне вероятно, особенности ее характера и привели к трагедии. Зинаиду Райх убили спустя 24 дня после задержания мужа. Ночью. В их собственной квартире. Двое неизвестных нанесли актрисе 17 ножевых ранений. Ничего не взяли. По дороге в больницу Зинаида Райх скончалась. Преступников так и не нашли. Кому и зачем понадобилось убивать её с такой жестокостью? Это остаётся загадкой по сей день.

Судьба Зинаиды Райх — удивительный пример того, как простая девочка из рабочей семьи неожиданно оказалась в эпицентре художественной и политической жизни страны. За короткий исторический период произошли кардинальные изменения в идеологии, политике, социуме, искусстве. Разрушены были все стереотипы. Масштаб личности Райх оказался соразмерным этому поразительному времени, но в этом же и её трагедия: столь яркая личность не могла не попасть в жернова истории. Та же участь постигла и её великих мужей.

Сегодня она остаётся ориентиром для новых поколений артистов, примером того, как человек сумел в драматичные время со всей мощью явить своё природное дарование, но при этом оставался самим собой и погиб, сохранив себя как личность. Зинаида Райх не потеряла себя в изломах времени.

Автор: Дмитрий Родионов — гендиректор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина

«Известия», 21 июня 2019 г.

Комментарии  

+1 #1 RE: РОДИОНОВ Д. Трагическая героиня эпохинаталья леонова 23.06.2019 07:17
Красивая женщина и сильная личность! Как жалко выглядит характеристика Анатолия Мариенгофа, данная актрисе в "Романе без вранья". Она выдает с головой верного мужа менее удачливой актрисы, Анны Некритиной, и выглядит как банальная закулисная актерская язвительность. Кстати, бывший друг Есенина не пощадил в своих воспоминаниях и другую актрису, пассию Есенина, Августу Миклашевскую...
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика