Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

30577650
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
11533
10364
21897
28462780
139104
295896

Сегодня: Дек 11, 2018




Памяти П.Н. Пропалова

PostDateIcon 24.09.2018 17:10  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 235

Он покинул родимый дом, Голубую оставил Русь…

15 июня ушёл из жизни Павел Никифорович Пропалов. Вязьма, Смоленщина и Россия потеряли человека уникального — преданного Служителя книги и С. Есенина, Великого Служителя Культуры. Его жизненное кредо было: «Всё в Вязьму, всё для Вязьмы!». Почётный гражданин нашего города, библиофил, краевед, коллекционер, создатель и хранитель музея «С.А. Есенин». 6 апреля 1986 года его трудами был открыт в Вязьме Есенинский музей, более 30лет служивший повышению престижа города. В нём было собрано более 600 книг и брошюр о Есенине; более 3,5 тысяч газетных и журнальных публикаций, 100 значков, более 200 сборников стихотворений Есенинского окружения. Павлом Никифоровичем были собраны практически все издания произведений поэта на русском языке, на языках народов бывшего Советского Союза, других стран, есениноведческие труды, воспоминания современников, живописные, скульптурные изображения поэта, есениниана в открытках, марках, значках, плакатах. С какой неподдельной гордостью и радостью он всегда представлял жемчужину своего музея — подлинный экземпляр первого прижизненного издания стихов С.А. Есенина «Радуница» с автографом поэта!

Более 60 лет Павел Никифорович служил самому главному делу в своей жизни — собирал материалы о любимом поэте, многие годы совместно с учебными заведениями, историко-краеведческим музеем, Смоленской областной и Вяземской центральной библиотеками проводил выставки, экскурсии, вечера о С. Есенине в Вязьме и в Смоленске. Каждая такая встреча непременно сопровождалась и восхищала глубиной исполнения поэтических произведений С. Есенина в исполнении Павла Никифоровича, энциклопедическим багажом его знаний. Результаты его огромной, многолетней работы принесли свои плоды. Ссылки на Пропаловский музей есть в Академическом собрании сочинений С.А. Есенина. Крупнейший есениновед Ю.Л. Прокушев на 10-летии музея «С.А. Есенин» сказал П.Н. Пропалову: «Музей твой чудо. По количеству подлинных экспонатов, по широте охвата разных сторон Есенина — он Первый и главный в России». И это действительно так! Ведь Павел Никифорович сделал то, что не под силу было институтам или академиям, его музей был создан усилиями одного человека и тесно сотрудничал с полнокровными государственными музеями.

Безусловно, в одиночку создать и быть готовым принять в любой день у себя в квартире посетителей, было делом чрезвычайно хлопотным и требующим огромного терпения, усердия и стойкости, делом, требующим постоянной поддержки и понимания. Такими качествами обладала его надёжный друг, верная спутница — Евгения Семёновна. Они прожили вместе 51 год. Оба были детьми войны. Евгения Семёновна — малолетний узник, Павел Никифорович, родившийся 23 января 1933 г. в г. Москве, пережил военные тяготы на Вяземской земле. Война и трудности, связанные с ней, не позволили ему получить высшего образования. За его плечами было пять классов образования, учёба в Красногорском ремесленном училище, где он получил профессию фрезеровщика, и учёба в вечерней школе г. Вязьма, которую он закончил после службы в армии. Всю жизнь работал по специальности фрезеровщика, сначала на Красногорском оптическом заводе «Цейс», затем на протяжении 45 лет на Вяземском машиностроительном заводе. Его честный, добросовестный труд был отмечен множеством почётных грамот и благодарственных писем.

Все годы своей жизни самым важным для себя Павел Никифорович считал самообразование. Его любовь к книге и тяга к собирательству — живое подтверждение тому, отражение умственного и духовного мира владельца 10-тысячной библиотеки. За служение книге он имел многочисленные награды:
— медаль Международного общества книголюбов «К юбилею А.С. Пушкина 1799–1999»,
— медаль Академии Российской словесности «Ревнителю просвещения»,
— медаль Международного союза книголюбов «Иван Фёдоров», грамоту к ней «За многолетнюю и самоотверженную работу во имя и славу книги» и многие другие.

Помимо есенинской тематики им было собрано множество материалов о жизни и творчестве литераторов, так или иначе связанных со Смоленщиной — Грибоедове, Булгакове, Твардовском, Исаковском, Симонове, Рыленкове, о современных поэтах и писателях. Практически, до последних дней он являлся подвижником накопленных книжных богатств, был обладателем уникальной коллекции по краеведению. Сюда шли, ехали из разных уголков нашей родины, из зарубежья. В «Гостевой книге» его музея можно было найти отзывы академиков и профессоров, артистов и музейщиков, военных и священнослужителей, космонавта, писателей и поэтов. Здесь остались записи, сделанные иностранцами: французами, вьетнамцами, итальянцами, поляками, австрийцами. Экскурсии для всех проводил сам Павел Никифорович и были они незабываемыми…
Незабываемым останется в нашей памяти Павел Никифорович Пропалов — неутомимый подвижник, труд которого стал по-настоящему культурным подвигом, великолепным примером служения Книге для современного поколения. Очень хочется надеяться, что труд этот смогут воочию оценить и будущие поколения вязьмичей и гостей нашего города воинской славы, который так любил его Почётный житель — Павел Никифорович Пропалов.

Елена Мармыш, друг семьи Павла Никифоровича и Евгении Семёновны Пропаловых


ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН БЫЛ В ВЯЗЬМЕ
(Памяти Павла Никифоровича Пропалова)

Вам может показаться абсурдным это утверждение. Но рязанский парень, утвердившийся, как Поэт, в Москве, и закончивший свой жизненный путь в Санкт-Петербурге, никогда не бывавший в нашем городе, всё-таки жил, почти тридцать лет, в Вязьме.

Этот феноменальный, с исторической точки зрения, факт имел законное место в нашем древнем городе, благодаря коллекционеру, библиофилу и большому энтузиасту Павлу Никифоровичу Пропалову, который создал музей, посвящённый жизни и творчеству Сергея Есенина.

Мне довелось часто общаться с Павлом Никифоровичем, в связи со своей журналистской деятельностью. Он был очень интересным собеседником. Если мне требовалась какая-либо информация для статьи, это всегда можно было почерпнуть в беседе, или в запасниках музея — газетных статьях, фотоальбомах, которые, в силу ограниченного пространства, хранились в папках и шкафах. Живо интересуясь современной историей города и района, Павел Никифорович был участником всех значимых событий и мероприятий.

Нередко он представлял на них материалы и экспонаты из фондов своего музея, которые имели определённую направленность и тематику: выставочные экспозиции редких изданий, в том числе первых поэтических сборников Сергея Есенина, книжных экслибрисов, почтовых конвертов и марок, значков, открыток…

 Во время работы на Вяземском телевидении мне посчастливилось снимать на видеокамеру, а затем и писать о его многочисленных выставках, экскурсиях. Особенно меня поражало неистовое желание Павла Никифоровича заразить любовью к есенинской поэзии молодое поколение, и юные вязьмичи уходили после посещения музея с чувством каких-то новых светлых обретений — это не мои измышления, мне довелось слышать их разговоры и видеть сияющие ребячьи глаза…

В последние годы жизни Павел Никифорович ежедневно совершал утренние прогулки по центру города — городскому саду, площади Ефремова. Мы встречались с ним. Он умел внимательно слушать и всегда, наизусть, привести в тему беседы какое-либо произведение русских классиков. Феноменальная память не изменяла ему до конца жизни.

И ещё меня удивляло его спокойствие и такт. Не могу припомнить ни одного случая, когда бы Павел Никифорович повысил голос. При этом он был очень принципиален, мог отстаивать своё мнение и сделать критическое замечание. Но без морального напора, давления. Он был интеллигентом, в самом высоком значении, и, не имея филологического образования, обладал грамотным, образным русским словом. Преклоняясь перед талантом классиков, он внимательно и с интересом относился к творчеству современных вяземских поэтов, многих из которых ободрил и поддержал.

 Павел Никифорович был очень прост в общении, мог поддержать любую компанию, понимая, что все мы разные, мог разрядить ситуацию шуткой, анекдотом, частушкой — играл на баяне и пел…

В 60-летний юбилей Павла Никифоровича мною было написано посвящение, в котором были такие строки:

И хоть сам он не рождён поэтом,
Но скажу, и в том не ошибусь,
Что в душе его зимой и летом
Всё поёт есенинская Русь

И, наверное, главное в том, что Павел Никифорович Пропалов приобщил нашу Вязьму к поэзии Сергея Александровича Есенина, которая будет актуальна и востребована во все времена.

Дм. ЕВГЕНЬЕВ
(Дм. Евгеньев — псевдоним поэта и барда Дины Корнеевой. Она работает журналистом в местной газете. Была близка по духу к Павлу Никифоровичу).


Вязьма потеряла создателя литературного музея С.А. Есенина

15 июня на 86-м году ушёл из жизни легендарный коллекционер, краевед, создатель литературного музея в г. Вязьме, Павел Никифорович Пропалов.

Когда поэт Елена Круглова сообщила художнику Владимиру Чайке об уходе Павла Никифоровича, то первая фраза, произнесённая художником, была такой: «Рухнул фундамент вяземской культуры…»

«Это был невероятно талантливый коллекционер — вспоминает краевед Наталья Гурская — у него было особое чутьё. Он собирал коллекции профессионально на музейном уровне, всё у него было научно систематизировано, классифицировано. Причём он постоянно занимался самообразованием по музейному делу. За какую тему он бы не брался — сразу появлялась система, хронология, порядок хранения. Наравне с библиографическими редкостями, он порой собирал самые неожиданные коллекции. Однажды он мне показал коллекцию фантиков. (по-научному — филолидия.) И это был не просто набор фантиков, а самая настоящая, продуманная и интересная коллекция. С книгами он соблюдал правило трёх экземпляров: одну в экспозицию, одну для работы, одну для хранения или возможного обмена…»

«Я знал Павла Никифоровича, как хорошего друга. — рассказывает литератор Владимир Цуканихин, — Мы с ним вместе работали на Вяземском Машиностроительном заводе, где Пропалов был фрезеровщиком. Но какой это был фрезеровщик! Это был фрезеровщик-поэт! Выточенная им деталь, была настолько ровная, как лаком покрыта, её приятно было взять в руки. А когда у меня были серьёзные семейные трудности — он был первый, кто открыл свои двери и приютил меня».

Елена Круглова лирически вспоминает атмосферу музея: «Павел Никифорович, а почему у Вас пол в музее цвета неба?»  Молчит, улыбается. «А я знаю. Вы — небожитель. И создатель, и хранитель.»  Он открывает дверь в музей и впускает меня на это своё небо... Как Вам теперь там, на другом? Пусть оно будет «несказанное, синее, нежное...»

После прощания, в вяземской библиотеке состоялся вечер памяти Павла Никифоровича, организованный клубом «Краевед». Клуб был создан П.Н. Пропаловым ещё в 1991 году.

Павел Никифорович был великим общественником, просветителем, всегда в коллективе, в среде любителей искусств, организатор выставок, экскурсовод, транслятор знаний. Общество нуждалось в нём, и он нуждался в обществе, как лектор в аудитории.

В последний год жизни Павел Никифорович редко выходил из дома, но он принимал гостей и живо интересовался событиями, происходящими в городе.

Однажды перед краеведческой поездкой в Дорогобуж, мы рассказали ему, что собираемся посетить Дорогобужский музей. Он поддержал нашу идею и дал напутствие, на какие уникальные экспонаты в Дорогобуже обратить особое внимание. Советы Пропалова нам очень пригодились, и мы отправились в краеведческую поездку подготовленными. «А какой там Пришвин восхитительный» — сказал Павел Никифорович, когда мы вернулись из поездки. Фраза была сказана с таким огнём, как будто он видел скульптуру Пришвина совсем недавно, вместе с нами.

В последний раз мы заходили в гости к Павлу Пропалову с краеведом Еленой Свирской 27 мая, поздравили его с праздником города. Павел Никифорович сидел в кресле, а мы ему рассказывали городские новости. За день до нашего посещения на территории библиотеки открыли странный памятный знак, о чём мы, среди других новостей, поведали опытному краеведу. Он немного задумался, а потом произнёс:
«С памятниками мы очень торопимся. Памятник — это не только память, но и вид искусства. Хорошо бы посоветоваться с художниками — профессионалами, если уж очень нужен был этот «памятник». Мы ходим, поклоняемся искусству и ставим халтурные памятники. У нас столько дел, кроме этих фальшивых памятников. Вот музей, например, у нас где ютится? Это позор. Давно подмечено, что в городе культура на должном уровне, если в нём на высшем уровне обустроен историко-краеведческий музей, литературный музей и библиотека. Если эти три учреждения не будут на должном уровне, никакой культуры быть не может. Настоящий памятник ставится на века, организуется конкурс. У нас в городе два настоящих памятника — это памятник М.Г. Ефремову и Одигитрия. Даже памятник с орлами (Доблестным предкам), около которого мы все ходим, на старинных открытках выглядит изящнее. После того, как вандалы спилили одну из голов, и была реставрация, головы стали грубыми и не гармоничными. Нужно прекратить эту гонку фальшивых памятничков. Прежде чем установить памятник, его необходимость нужно обсуждать, а потом доверить изготовить лучшему из профессионалов, ведь памятник — это искусство, он должен быть поражающе красивым!».

Так уж исторически сложилось, что литературного музея, который, по справедливому замечанию Павла Пропалова является одним из важных столпов культуры, в нашем городе никогда не было. Он был создан силами и стараниями одного человека, и привлекал любителей литературы из разных городов и стран. О нём слагались легенды, и при этом каждый желающий мог в любое время запросто прийти в музей и подержать в руках прижизненные издания Пушкина, Есенина, Цветаевой, Булгакова. Полистать фронтовые газеты, в которых впервые публиковался «Василий Тёркин» А. Твардовского. Сейчас человек, на котором держался целый пласт культуры, ушёл из жизни. Судьба уникального музея находится под угрозой.

Propalov 1995
П.Н. Пропалов, члены Литобъединения и поклонники музея на 100-летии Есенина.
Центральная Библиотека. 1995 г. Фото В. Мастеревича.


Propalov 2015
П.Н. Пропалов на выставке к 120-летию Есенина. 2015 г. Фото В.В. Чайки

Татьяна Пастернак

Пастернак Татьяна Константиновна, филолог, журналист. Родилась в 1978 г. в г. Смоленске. С 1987 года живёт в г. Вязьме. Окончила Российский государственный Социальный Университет, и магистратуру в СмолГУ. Магистр педагогических наук. Руководитель гранта РГНФ в региональном конкурсе 2016-2017 гг. «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее». Краевед по теме — литературное краеведение. Автор многочисленных публицистических и научных статей.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика